Хомяко́в Алексей Степанович (1804-1860), православный богослов, философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства (статья «О старом и новом», 1839), член-корреспондент Петербургской АН (1856). Ориентация на восточную патристику (учение о «соборности» и др.) сочеталась у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати и др. Стихотворные трагедии «Ермак» (1832) и «Дмитрий Самозванец» (1833), лирические стихотворения, проникнутые гражданским пафосом («России» и др.).
* * *
ХОМЯКОВ Алексей Степанович - ХОМЯКО́В Алексей Степанович (1804-60), русский религиозный философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ), член-корреспондент Петербургской АН (1856). Ориентация на восточную патристику (см. ПАТРИСТИКА) (учение о «соборности (см. СОБОРНОСТЬ) » и др.) сочеталась у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати и др. Стихотворные трагедии «Ермак» (1832) и «Дмитрий Самозванец» (1833), лирические стихотворения, проникнутые гражданским пафосом («России» и др.).
* * *
ХОМЯКО́В Алексей Степанович [1 (13) мая 1804, Москва - 23 сентября (5 октября) 1860, с.Ивановское, ныне Даниловского р-на Липецкой обл.], русский религиозный философ, поэт, драматург и публицист, один из лидеров славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) .
Жизнь. Круг интересов и деятельности.
Родился в Москве в старинной дворянской семье. Мать Хомякова принадлежала к роду Киреевских. В 1822 выдержал при Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук. В 1822-1825 и в 1826-1829 находился на военной службе, участвовал в 1828 в войне с турками и был награжден орденом за храбрость. Позднее, оставив службу, занялся управлением своим имением. Хомяков был женат на сестре поэта-славянофила Н. М. Языкова (см. ЯЗЫКОВ Николай Михайлович). Круг духовных интересов и деятельности Хомякова был исключительно широк: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт и драматург, врач, живописец. В 1820- нач. 1830-х гг. был связан с кружком «любомудров (см. ЛЮБОМУДРЫ)». Одна из основных тем лирики Хомякова - тема поэта и поэзии (стихотворения «Поэт», «Вдохновение»). Историческим темам посвящены стихотворные трагедии «Ермак», «Димитрий Самозванец». В 1854 в списках широко разошлось стихотворение Хомякова «России» («В судах черна неправдой черной И игом рабства клеймена...»). Как публицист Хомяков активно выступал в «Москвитянине», «Московских сборника», «Русской беседе».
Зимой 1838-1839 Хомяков ознакомил друзей с работой «О старом и новом». Эта статья-речь вместе с последовавшим на нее откликом И. В. Киреевского (см. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич) ознаменовала возникновение славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) как оригинального течения русской общественной мысли. В этой работе Хомякова была очерчена главная тема славянофильских дискуссий: «Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию?... Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?»
Философия и богословие. Соборность
Философские взгляды Хомякова тесно связаны с его богословскими идеями и в первую очередь с экклезиологией (учением о Церкви). Под Церковью он понимал прежде всего духовную связь, рожденную даром благодати и «соборно» объединяющую множество верующих «в любви и истине». В истории подлинный идеал церковной жизни сохраняет, по убеждению Хомяков, только православие, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви - идею соборности. Напротив, в католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен: в первом случае - во имя единства, во втором - во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного «духу Церкви».
Религиозная онтология Хомякова последовательно теоцентрична и ее основу составляет идея «волящего разума»(божественного) как первоначала всего сущего: «и мир явлений возникает из свободной воли». Его онтология - это в первую очередь опыт философского воспроизведения интеллектуальной традиции патристики (см. ПАТРИСТИКА), претендующей скорее на верность духу образца, чем на оригинальность. Существенное значение имеет утверждаемая неразрывная связь воли и разума (как божественного, так и человеческого). В своей гносеологии (см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ) Хомяков, отвергая рационализм (см. РАЦИОНАЛИЗМ (в философии)) , обосновывает необходимость цельного знания («живознания»), источником которого также выступает соборность: «совокупность мышлений, связанных любовью». Религиозно-нравственное начало, таким образом, играет определяющую роль и в познавательной деятельности, оказываясь как предпосылкой, так и конечной целью познавательного процесса. Как утверждал Хомяков, все этапы и формы познания, т. е. «вся лестница получает свою характеристику от высшей степени - веры».
Историософия Хомякова
Славянофильская историософия представлена в незавершенной работе Хомякова «Семирамида», в которой сделана попытка целостного изложения всемирной истории, определения ее смысла. Образ исторической жизни у Хомякова принципиально лишен постоянного культурного, географического и этнического центра. «История» предстает как взаимодействие двух полярных духовных начал - «иранского» и «кушитского», действующих отчасти в реальных, отчасти в символических культурно-этнических ареалах. Мифология у Хомякова и есть древняя история. Самые различные этносы становятся участниками всемирной истории, развивая свои культуры под знаком либо «иранства» как символа свободы духа, либо «кушитства», которое символизирует «преобладание вещественной необходимости», т. е. не отрицание духа, но отрицание его свободы в проявлении. По Хомякову, это два основных типа человеческого мировосприятия. Деление человечества на «иранство» и «кушитство» в «Семирамиде» вообще относительно, а не абсолютно. Христианство же в историософии Хомякова не столько высший тип «иранского» сознания, сколько уже его преодоление. Он признает и культурно-историческое значение достижений народов, представляющих «кушитский» тип. Отвергая абсолютизацию каких-либо национально-религиозных форм исторической жизни, Хомяков писал: История уже не знает чистых племен. История не знает также чистых религий».
Сталкивая в своей историософии «свободу духа» (иранство) и «вещественный», фетишистский (см. ФЕТИШИЗМ (культ неодушевленных предметов)) взгляд, обозначенный символически именем «кушизма», Хомяков на почве древней истории и мифологии продолжал ключевой для славянофилов спор с рационализмом, лишившим, по их мнению, западный мир внутреннего духовно-нравственного содержания и утвердивший на его месте «внешне-юридический» формализм общественной и религиозной жизни. Ответственность за подпадание западной культуры под власть рационализма он возлагал на католицизм. Но, критикуя Запад, Хомяков не был склонен к идеализации ни прошлого России, ни, тем более, ее настоящего. В русской истории он выделял периоды относительного «духовного благоденствия» (царствование Федора Иоанновича (см. ФЕДОР Иванович), Алексея Михайловича (см. АЛЕКСЕЙ Михайлович), Елизаветы Петровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна)) без «великих напряжений, громких деяний, блеска и шума в мире». Это были периоды органического, естественного развития «духа жизни народа», а не канувшие в Лету «великие эпохи». Будущее России, о котором мечтал Хомяков, должно было стать преодолением «разрывов» русской истории. Он надеялся на «воскресение Древней Руси», хранившей, по его убеждению, религиозный идеал соборности. Это воскресение он мыслил «в просвещенных и стройных размерах», на основе нового исторического опыта государственного и культурного строительства последних столетий.